История Политехнического института

Политехнический институт является крупнейшим подразделением ПГУ и включает в себя три факультета: вычислительной техники; приборостроения, информационных технологий и электроники; машиностроения и транспорта, в которые входят 25 кафедр, 23 из них выпускающие. На базе института функционируют 6 межфакультетских кафедр при базовых организациях, более 10 научно-исследовательских и образовательных центров, центр коллективного пользования «Технологическое и испытательное оборудование».

Подготовку высококвалифицированных инженерных кадров осуществляет профессорско-преподавательский состав, имеющий высокий научно-педагогический потенциал. Количество преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, превышает 92 %. Из 350 преподавателей 76 – доктора наук, профессора, 245 – кандидаты наук, доценты. Почетного звания «Заслуженный деятель науки РФ и РСФСР» удостоены более 20 профессоров, «Заслуженный работник высшей школы» – более 25 человек; звание «Почетный профессор ПГУ» присвоено 10 профессорам, более 60 человек награждены нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» или «Почетный работник сферы образования РФ».

За период с 2014 по 2017 г. фондами РНФ и РФФИ поддержано более 30 заявок ученых института на проведение научных исследований и выполнено 3 проекта в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.». Объем финансирования научных исследований в институте за это время превысил 170 млн руб. Опубликовано 448 публикаций в ведущих международных изданиях (158 статей, индексируемых в базе WOS и 290 – в базе SCOPUS), 755 статей в рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК, 46 монографий, получено 175 российских и международных патентов на изобретения.

На базе института функционируют 6 диссертационных советов по 18 научным специальностям. С 2014 по 2017 г. в них защищено 11 докторских диссертаций и 84 – кандидатских. Институт обеспечивает издание 6 рецензируемых научных журналов из перечня ВАК РФ.

Ученые института известны в России и за рубежом своими разработками в области вычислительной техники; информационно-телекоммуникационных технологий; информационной безопасности; систем обработки информации и автоматизированных систем управления; аналитических и численных методов решения задач математической физики и электродинамики; нано- и микроэлектроники; физики электронных процессов в низкоразмерных системах; теории преобразования параметров электрических цепей и сигналов, цифровых информационно-измерительных систем; радиоэлектронных устройств и систем; интеллектуальных устройств управления средствами поражения; систем обнаружения, классификации и идентификации объектов; совершенствования средств поражения и способов их утилизации; материаловедения и способов формирования композиционных материалов, гальванических покрытий; технологии машиностроения, приборостроения и автоматизации технологической подготовки производства; волоконно-оптического приборостроения; теории вихревых процессов и технологий; теории обеспечения качества транспортных и технологических машин; теории распознавания образов и обработки изображений; теории гетерогенных структур.

Основателями научных школ, давших институту уже несколько поколений ученых являются: Атрощенко Э. С., Васильев Г. А., Вашкевич Н. П., Виноградов С. Н., Воячек А. И., Гордиенко Н. И., Ломтев Е. А., Маквецов Е. Н., Мартяшин А. И., Осадчий Е .П., Печерская Р. М., Сапожков К. А., Сергеев Н. П., Соколов В. О., Шахов Э. К., Шлыков Г. П., Шляндин В. М.

Хорошо известны в стране и за рубежом результатами исследований ведущие ученые института – доктора наук, профессора: Аверин И. А., Андреев В. Г., Арбузов В. П., Артамонов Д. В, Артемов И. И., Бершадский А. М., Бодин О. Н., Бождай А. С., Бойков И. В., Буц В. П., Васильев В. А., Вершинин Н. Н., Волчихин В. И., Воячек И. И., Геращенко С. И., Годунов А. И., Горбаченко В. И., Горячев В. Я., Громков Н. В., Грунин А. Б., Гурин Е. И., Дорофеев В. Д., Дубинин В. Н., Дьячков Ю. А., Евстифеев В. В., Зверовщиков А. Е., Зверовщиков В. З., Зинкин С. А., Иванов А. И., Казаков В. А., Кашаев Е. Д., Киреев С. Ю., Козлов Г. В., Колмаков К. М., Косников Ю. Н., Кошевой О. С., Кревчик В. Д., Курносов Н. Е., Лапшин Э. В., Лебедев В. Б., Литвинов А. Н., Макарычев П. П., Макеева Г. С., Малыгин А. Ю., Мартынов А. Н., Митрохин М. А., Мокров Е. А., Муйземнек А. Ю., Мурашкина Т. А., Мясникова Н. В., Мясникова Н. В., Недорезов В. Г., Нефедьев Д. И., Пащенко Д. В., Перелыгин Ю. П., Печерская Е. А., Печерский А. В., Розен А. Е., Савицкий В. Я., Салмин В. В., Светлов А. В., Сейнов С. В., Семёнов А. Д., Семёнов М. Б., Сидоров А. И., Скрябин В. А., Смирнов Ю. Г., Смогунов В. В., Солодимова Г. А., Султанов Б. В., Трофимов А. А., Урнев И. В., Федотов Н. Г., Финогеев А. Г., Фионова Л. Р., Цыпин Б. В., Чистова Г. К., Чувыкин Б. В., Чураков П. П., Щербаков М. А., Юрков Н. К., Якимов А. Н. и др.

Структурные подразделения института размещаются в семи учебных корпусах ПГУ (1, 3, 4, 6, 7, 8, 14), а межфакультетские кафедры в шести базовых организациях: НИИФИ, НИИЭМП, ПНИИЭИ, ЦЕСИС-НИКИРЭТ, технопарках «Рамеев» и «Яблочков». Общее количество аудиторий, задействованных в учебном процессе, превышает 100. Для осуществления учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности кафедры оснащены современным лабораторным и экспериментальным оборудованием. Структурные подразделения института располагают аудиторным фондом, оснащенным современными техническими средствами, что позволяет реализовывать современное информационное обеспечение учебного процесса, оригинальные авторские методики обучения и использование современных образовательных технологий. Степень оснащения аудиторного фонда современными техническими средствами обучения в среднем превышает 80 %.

Институт готовит высококвалифицированные инженерные кадры для передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники региона и России в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899): безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно- телекоммуникационные системы; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергетика и энергосбережение.

В институте обучается более 4500 студентов (из них более 800 по заочной форме обучения и более 250 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья). Ежегодный прием студентов на первый курс по очной форме обучения составляет более 800 человек (порядка 400 чел. на бакалавриат, 300 чел. на специалитет, 150 чел. в магистратуру, 50 чел. в аспирантуру). Из них по целевому приему в интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса, Министерства промышленности и торговли России, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федерального космического агентства принимается более 130 чел., а в учебный военный центр, где осуществляется подготовка офицеров кадра, – 100 человек.

Подготовку кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса заказывают более 20 организаций России: ОАО «Базальт» (г. Москва),  ФГУП им. П. И. Снегирева «НИТИ» (г. Железнодорожный Московской области), ФГУП «Приборостроительный завод» (г. Трехгорный Челябинской обл.), ФКП «Саранский Механический завод» (Мордовия), «Ковылкинский электромеханический завод» (Мордовия) и Пензенского региона: ФГУП «ПО «СТАРТ» им. М. В. Проценко», АО «НИИФИ», ОАО «НИИЭМП», ОАО «НПП «Рубин», ОАО «ПНИЭИ», ОАО «Радиозавод», ОАО «ПО Электроприбор», ОАО «Нижнеломовский электромеханический завод» и др.

Обучение на факультетах ведется по 83 основным образовательным программам высшего образования и программам подготовки кадров высшей квалификации (22 направления подготовки в бакалавриате, 17 – в магистратуре; 8 специальностей, 10 направлений подготовки в аспирантуре по 19 научным специальностям, 4 по военно-учетным специальностям в учебном военном центре).

Студенты Политехнического института настойчиво осваивают программу обучения. За последние 3 года наметилась устойчивая тенденция к повышению результатов учебы. Так, по результатам зимней экзаменационной сессии 2017/2018 учебного года на факультетах института от 46 до 52 % студентов учатся на хорошо и отлично. Этому способствует улучшение организации учебно-воспитательного процесса и активное применение преподавателями в ходе занятий современных информационных технологий, мультимедийных средств и электронной информационно-образовательной среды университета.

Ежегодно более 50 студентов удостаиваются стипендий Президента и Правительства РФ. Они в полной мере используют условия, предоставляемые вузом для всестороннего интеллектуального, нравственного и физического развития: активно участвуют в студенческой науке, в художественной самодеятельности, в общественной и спортивной жизни университета.

На факультетах института функционирует 3 студенческих научных общества, 28 научных кружков и 5 конструкторских бюро. Более 40 % студентов института привлечены к научным исследованиям. Ежегодно они готовят к изданию от 500 до 600 научных публикаций, более 1500 докладов на конференциях различного уровня.

Студенты института являются победителями и призерами престижных международных и Всероссийских научных конкурсов: школы-конференции с международным участием «Saint-Petersburg OPEN 2017» под председательством лауреата Нобелевской Премии 2000 г. по физике, академика РАН Ж. И. Алфёрова (Санкт-Петербург, 2017), Международного конкурса компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи (Саратов, 2016), Международного интеллектуального конкурса студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов UNIVERSITY STARS – 2017 (Самара, 2017), международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT-Планета 2016/17» (Сочи, 2017), нанотехнологического инженерного конкурса (Москва, 2015 г), инженерного конкурса (Санкт- Петербург, 2016), конкурса научно-технического творчества молодежи (Москва, 2017), интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа «IQ ПФО» по направлению «Робототехника» (Саранск, 2017), Всероссийского турнира молодых профессионалов «ТЕМП-2016», организованного госкорпорацией «Росатом» (Москва, 2016), конкурса научно-исследовательских работ «Шаг в науку» (Томск, 2017) и др.

Студенты, успешно осваивающие программу обучения, со 2 и 3 курса имеют возможность поступить на факультет военного обучения для подготовки по программе офицера запаса и сержанта (солдата) запаса; на юридический факультет и факультет экономики и управления для получения второго высшего образования. Имеется возможность обучиться в автошколе «Политехник+» и получить водительское удостоверение. Иногородние студенты обеспечиваются общежитиями с хорошими бытовыми условиями.

С 2014 по 2017 г. в институте подготовлено более 3200 выпускников, из них 22 % окончили вуз с отличием. Наши выпускники востребованы на рынке труда в регионе и в ведущих организациях страны, продолжают обучение в магистратуре или аспирантуре. Трудоустройство выпускников института превышает 90 %, из них порядка 80 % по специальности.

Институт реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Их основными заказчиками являются Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, ведущие предприятия страны: ОАО «Тяжмаш» (г. Сызрань), ОАО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (г. Пермь), ОАО «ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород), ОАО «Государственный научно-исследовательский институт машиностроения им. В. В. Бахирева» (г. Дзержинск Нижегородской обл.), ведущие научно-производственные организации пензенского региона, а также физические лица.

Наиболее востребованными являются следующие дополнительные профессиональные образовательные программы, разработанные кафедрами института: «Современные технологии изготовления перспективных видов вооружения, военной и специальной техники», «Подготовка и организация производственных процессов при изготовлении военной и специальной техники», «Проектирование, конструирование и применение информационно-вычислительных и автоматизированных систем», «Конструирование и проектирование элементов датчиков на основе наноструктурированных материалов», «Технологии повышения качества ядерных космических и транспортных систем», «Проектирование встраиваемых вычислительных систем на кристалле».

Данные программы неоднократно признавались победителями конкурсного отбора, проводимого Министерством образования и науки РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 гг.» и в соответствии с условиями ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015–2016 гг.», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2015 № 490. К 2015 г. по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров обучено 112 сотрудников предприятий страны и региона. Организованы стажировки слушателей в ведущих научно-исследовательских и инжиниринговых центрах России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Нижний Новгород, г. Екатеринбург, г. Самара, г. Зеленоград) и зарубежья (Великобритания, Китай, Болгария, Украина, Германия, Италия, Чехия), соответственно 60 и 23 человека. По ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015–2016 годы» за 2 года обучено 76 сотрудников предприятий страны и региона, организованы 20 стажировок по России и 6 стажировок за рубежом.

Преподаватели, аспиранты и студенты института участвуют в совместных международных научных проектах, конференциях и семинарах, в программах академической мобильности. Нашими зарубежными партнерами являются ведущие университеты Австралии, Азербайджана, Болгарии, Великобритании, Германии, Кипра (Никосии), Польши, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Румынии, США, Швеции, Южной Кореи, Японии. С 2014 по 2017 г. совместно с зарубежными партнерами реализовано 29 научно-исследовательских проектов, принято участие в 60 научных конференциях и семинарах, 11 преподавателей были направлены на стажировку или для преподавания в зарубежные фирмы и вузы, прошли обучение в зарубежных вузах 43 аспиранта и студента.

Институт активно участвует в реализации муниципального проекта в поддержку технологического образования Министерства образования РФ с целью профессиональной ориентации учеников школ и подготовки их получению технического образования. С 2014 г. на основании решения Ученого совета ПГУ, приказа Управления образования г. Пензы в составе общеобразовательных школ города № 18, 20, 64, 66 функционирует Политехническая школа ПГУ. С 2014 по 2017 г. в инженерных классах Политехнической школы обучено 360 учеников 10 и 11 классов из девяти школ. С сентября 2017 г. к занятиям привлечены ученики из школ районов области и ученики 5, 7 – 11 классов в количестве более 330 человек. Обучение в инженерных классах проходит по следующим направлениям: основы технического черчения; физические основы инженерии; основы прототипирования; фундаментальная математика; компьютерное проектирование; электротехника и электроэнергетика; материаловедение, сварочное и литейное производство; машиностроение; технология материалов; техника и технология наземного транспорта; информатика и вычислительная техника; транспортные машины и др. После итоговой аттестации в виде тестов или письменных работ ученикам вручается свидетельство об окончании Политехнической школы ПГУ.

Традиционно на базе института во взаимодействии с региональным министерством образования и центром развития детского творчества проходят областные научно-практические конференции школьников 4–11 классов по конструкторской, научно-исследовательской и изобретательской деятельности «Эврика». На девятую областную научно-практическую конференцию в 2018 г. было представлено более 70 проектов юных исследователей, конструкторов и изобретателей из школ Пензы, Заречного, Кузнецка, Иссинского, Каменского, Кузнецкого, Пензенского, Сердобского и Тамалинского районов Пензенской области. Проекты распределяются по тематическим секциям: «Радиоэлектроника», «Робототехника», «Экспериментальная и прикладная физика», «Астрономия и космонавтика», «Энергосберегающие технологии», «Программирование и вычислительная техника», «Мультимедийные технологии», «Техническое моделирование», «Техническое конструирование». Авторы лучших проектов конференции рекомендуются для участия во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века», ученикам 10–11-х классов при поступлении в ПГУ добавляется 1 балл к итоговым баллам ЕГЭ, а победителям и призерам – 10 баллов.

История Политехнического института до 2014 г. – это история ПГУ. Она началась 3 июля 1943 г., когда было принято решение о переводе Индустриального института из оккупированной фашистами Одессы в Пензу. В его составе были три факультета: механико-технологический, точной механики и теплотехнический. Обучение проходило по трем специальностям: технология машиностроения, металлорежущие станки и литейное производство. Первая лекция в стенах нового института была прочитана 1 ноября 1943 г. Учебный год начали 600 студентов, в том числе 525 первокурсников.

В 1947/1948 учебном году начинается подготовка специалистов на электротехническом факультете, а с 1952/1953 учебного года в дополнение к действующим факультетам точной механики, электротехническому, механическому и строительному добавился новый – электромеханический факультет.

8 марта 1958 г. за успехи, достигнутые вузом в подготовке инженерных кадров, Совмин СССР принял Постановление о преобразовании Пензенского индустриального института в Пензенский политехнический институт и создании на его базе самостоятельного Пензенского инженерно-строительного института. В структуре ППИ были утверждены следующие факультеты: механический, точной механики, электротехнический, радиотехники, электромеханический, вечерний, а также заочный факультеты.

30 декабря 1959 г. своим днем рождения называет современный Пензенский государственный технологический университет, появившийся как филиал Политехнического института.

В середине 1980-х гг. ППИ осуществлял подготовку специалистов на семи факультетах: автоматизации машиностроения (образовался в результате объединения машиностроительного и механико-технологического факультетов), приборостроительном, радиоэлектроники, вычислительной техники, автоматики и информационной техники, вечернем и заочном факультетах.

5 июля 1993 г. на основании решения коллегии Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию о предоставлении институту статуса технического университета ППИ переименован в Пензенский государственный технический университет. А 22 января 1998 г. был подписан приказ о переименовании в Пензенский государственный университет.

 

После присоединения в 2012 г. к Пензенскому государственному университету в качестве структурного подразделения ПГПУ им. В. Г. Белинского 8 сентября 2014 г. вновь был сформирован Политехнический институт, но уже в качестве структурного подразделения университета. 

Дата создания: 23.01.2015 14:37
Дата обновления: 18.04.2018 12:52