Экологично и экономично: в ПГУ нашли способ получения экономичного и экологичного горючего
В Пензенском государственном университете запатентовали разработку, которая поможет экономить топливо автолюбителям и всему топливно-энергетическому комплексу. Инновационная идея способна сэкономить до 20% горючего. К тому же, она решит проблему загрязнения атмосферы продуктами сгорания. О разработке рассказала «Российская газета».
Смешивать топливо с водой — не новая идея. Водотопливную эмульсию (совмещение солярки или бензина с водой) используют повсеместно, где производство для функционирования требует применение горючего. Стоит отметить, что это направление изучено не полностью. И ученые по всему миру продолжают исследовать его. В том числе, и в России, например, РЖД. Представители Пензенского госуниверситета предложили решение, которое в разы увеличивает теплоту сгорания, экономит топливо и уменьшает выброс продуктов сгорания в атмосферу.
Патент на «Устройство для гидродинамического эмульгирования и активации жидкого топлива» получен 15 марта 2022 года. В авторском коллективе заявлены ученые и выпускники Пензенского государственного университета: доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортные машины» Николай Курносов, доктор технических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой «Транспортные машины» Владимир Салмин, кандидат технических наук, доцент кафедры Константин Лебединский, выпускники Политехнического института — Александр Вайчук, Александр Модяков.
Над идеей научный коллектив ПГУ работает уже много лет. Устройство состоит из насоса, трубопроводов, емкости для смешивания воды и горючего, воздухораспределителей и завихрителей. Завихрителей состоят из лопастей, и именно через них проходит смешивание воды и топлива.
«Мы предлагаем „закручивать” водотопливную эмульсию. Тем самым смесь станет „активной” — активизируется вода и топливо. Кроме того, будет происходить высокое насыщение воздухом. Наличие завихрителей для воды и жидкого топлива в форме наклонных лопастей обеспечивает первоначальную закрутку потока при минимальных затратах энергии», — поделился руководитель проекта Николай Курносов.
В ПГУ собрали экспериментальный образец устройства для подготовки топлива и провели экспериментальные исследования, в ходе которых использовались некоторые ноу-хау. Результаты показали, что КПД и выброс теплоты сгорания увеличивается в процентном соотношении добавления воды: 5%, 10%, 15%, 20%.
«Экспериментальные исследования показали состоятельность предложенного технического решения. При этом было зафиксировано двухкратное увеличение температуры сгорания. К тому же, к своему удивлению, мы обнаружили, что продуктов сгорания (сажи) стало значительно меньше. А это значит, что наше горючее экологичнее и экономичнее. Сейчас мы работаем в этом направлении, в планах подать заявку на изобретение с возможностью совершенствования устройства, исходя из результатов экспериментальных исследований», — добавил Николай Ефимович.
Сейчас дорабатывают проект студенты Политехнического института — будущие конструкторы: Тимофей Замулин и Никита Брик. Они совершенствуют экспериментальный образец. В планах у молодых исследователей внедрить устройство для подготовки топлива в топливные печи, работающие на дизельном горючем, и проверить полученные результаты на практике. Как пояснил Константин Лебединский, ребята являются продолжателями большой работы, которую проводят на кафедре многие годы.
«Полученные результаты эксперимента доказывают, что мы идем в правильном направлении. Наши разработки предназначены в первую очередь для топливных печей и автомобильной промышленности. Впереди большой пласт исследований и много новых идей, которые необходимо проверить экспериментально», — добавил он.