В ПГУ рассмотрели влияние Интернета вещей на транспортную сферу

08.12.2023 15:08

 

Студенты Пензенского государственного университета разбираются в том, как взять все под контроль с минимальными затратами: энергетическими, экономическими, ресурсными. Они исследуют влияние Интернета вещей на транспортную сферу.

К исследованию студенты 4-го курса факультета вычислительной техники Дарья Войнова и Ярослав Зиновьев приступили в марте этого года. И их работа была оценена по достоинству. Они заняли 2-е место в Х Всероссийской научно-технической конференции для молодых ученых и студентов с международным участием «Инновации технических решений в машиностроении и транспорте». Дарья и Ярослав представили доклад «Концепция Интернета вещей в сфере транспорта». Научный руководитель — Александр Войнов, канд. техн. наук, доцент кафедры «Транспортные машины».

По словам Дарьи Войновой, выбор темы оказался не случайным, потому что без интернета жизнь в XXI веке представить невозможно.

«Наша основная задача состояла в рассмотрении роли Интернета вещей в жизни каждого человека. Мы пришли к выводу, что в настоящее время это активно применяется и помогает. Например, почти каждый из тех, кто проживает в городе, ежедневно передвигается по городу в общественном транспорте: на работу, учебу. И там почти повсеместно внедрены различные системы для бесконтактной оплаты проезда. Это и есть Интернет вещей», — поделилась Дарья.

Поясним, интернет вещей (IoT) — это концепция сети передачи данных между устройствами. Внутри IoT люди могут общаться с «вещами», а «вещи» — общаться между собой.

Предметом в Интернете вещей может выступать человек с имплантированным кардиомонитором, животные с биочипами, автомобиль со встроенными датчиками для оповещения, например, о низком давлении в шинах и другие.

«Эти устройства используют Интернет-протокол (IP). Это тот же протокол, который идентифицирует компьютеры через Всемирную паутину. Протокол позволяет им взаимодействовать друг с другом», — рассказал Ярослав Зиновьев.

Некоторые эксперты на протяжении нескольких лет говорят о вреде Интернета и даже о восстании роботов. Для нас, для поколения XXI века, этот прогноз кажется фантастикой. Но стоит отметить, что сейчас уже активно развивается искусственный интеллект, который через несколько десятков лет сможет «отнять» некоторые профессии у человека.

Студенты Пензенского госуниверситета Дарья и Ярослав пытались разобраться в плюсах и минусах Интернета вещей в сфере транспорта.

«Транспортная инфраструктура содержит в себе большое количество Интернета вещей — это системы безопасности, электронные табло, камеры наблюдения и многое другое. Поэтому нам было интересно разобраться, а так ли полезно внедрение в эту сферу Интернета вещей», — рассказал Ярослав Зиновьев.

В ходе исследования студенты выявили «+» и «–» Интернета вещей в сфере транспорта. Среди плюсов они выделили: улучшение качества обслуживания клиентов (предоставление актуальных данных в режиме реального времени), повышение безопасности (отслеживание состояния деталей, просмотра загруженности трасс), операционные показатели (минимизация эксплуатационных расходов), уменьшение экологической нагрузки.

Среди недостатков исследователи выделили незащищенность интернет-соединения от внешнего влияния.

«Это проблема, которую нельзя упускать из виду, поскольку киберпреступники нацелены на устройства Интернета вещей. Добавление большого количества устройств Интернета вещей в сеть может увеличить уязвимость этой сети. Поэтому безопасность должна быть в центре любого решения, связанного с внедрением технологии Интернета вещей», — уверена Дарья Войнова.

Студенты сделали вывод, что Интернет вещей в транспортной сфере в настоящее время более всего распространен: в автомобильных перевозках, при оплате проезда, при продаже билетов, в управлении общественным транспортом и так далее.

Интернет вещей помогает планировать поездки, отслеживать автопарк, планировать время активной работы и расписание перерывов для отдыха водителя, предупреждать о превышении скорости, резких поворотах, ускорении или торможении, а также контролировать загрузку транспортных средств и многие другие параметры.

«Интернет вещей для транспорта — быстрорастущий сектор. Преимущества использования технологий Интернета вещей широки и разнообразны. Успешность концепции Интернета вещей зависит от человеческого фактора, нежели от специальных механизмов, алгоритмов, сенсоров, способов анализа данных», — поделился результатами исследования Ярослав Зиновьев.

Промышленным компаниям необходимо создавать условия для распространения цифровой культуры и обеспечивать прямую заинтересованность в успешной трансформации со стороны руководства, привлекать и обучать специалистов «цифрового поколения».

» Последнее в рубрике:
28.12.2024 10:12 Студенты кафедры «ТОМ» приняли участие в XII межрегиональном конкурсе «Компьютерное 3D – моделирование»
20.12.2024 16:34 Сотрудники ПГУ вошли в топ-2% мировых ученых по версии Стэнфордского университета
20.12.2024 16:29 Магистрант Политехнического института ПГУ Анастасия Шепелева удостоена премии имени Ю. А. Гагарина
20.12.2024 16:23 Создана технология, повышающая урожайность микрозелени на 30%
03.12.2024 11:08 Преподаватели и студенты Политехнического института — участники Конгресса молодых учёных-2024
03.12.2024 10:17 СНО-сессия собрала в ПГУ увлеченных наукой студентов всех вузов региона
03.12.2024 10:13 Аспирант ПГУ представил на Всероссийской школе результаты исследования, касающиеся работы нейросетей
03.12.2024 10:11 На конференции в ПГУ обсудили развитие информационных технологий
30.11.2024 12:47 Лекции ученых ПГУ, посвященные управлению временем, развитию страны и искусственному интеллекту, читаются в областном центре «Знание»
30.11.2024 12:38 В ПГУ состоялся финальный воркшоп программы «Я в деле»