Алан Алимурадов: «Будьте жадными до знаний!»
Интеллигентный интеллектуал, погружённый в науку, — именно таким перед читателями предстаёт герой нашего материала, «молодой доктор наук Пензенской области — 2023», директор студенческого научно-производственного бизнес-инкубатора НИИФиПИ, доцент кафедры «Радиотехника и радиоэлектронные системы» Алан Алимурадов. О своём научном пути, новых разработках и молодёжи в сфере открытий он рассказал корреспонденту «Университетской газеты».
— Связать свою жизнь с наукой — это было вашей мечтой детства или так распорядилась судьба?
— В детстве я был самым обыкновенным ребёнком. Как и все мальчишки, большую часть времени бегал по улице. Первые успехи и достижения появились только в старших классах школы. Тогда я понял, что у меня есть какие-то способности к техническим направлениям. И когда настало время выбирать своё будущее, выбор пал на не самую популярную в то время специальность «Радиотехника и радиоэлектронные системы». Уже когда я был студентом Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала), интерес рос и я с удовольствием вникал во все нюансы этого инженерного профиля, в мою жизнь пришли инженерия и наука.
Кстати, с университетом у меня связаны самые тёплые воспоминания! Откровенно говоря, я сейчас немного жалею о том, что слишком мало учился. Несмотря на то, что был отличником и окончил вуз с красным дипломом, кажется, что в роли студента я был недостаточно жадным до знаний. И поэтому я всегда своим студентам говорю о том, что где бы вы ни были — всегда узнавайте что-то новое, получайте пользу!
Когда я был старшекурсником, от одного из преподавателей поступило предложение устроиться работать инженером-исследователем. Работая, я понял, что те знания, которые мы получаем во время учебного процесса, можно сразу использовать в какой-то прикладной сфере. То есть это не было моей мечтой с детства — как говорится, аппетит приходил во время еды, всё происходило поэтапно. Мы и сейчас, кстати, всегда на связи с моей альма-матер, меня приглашают туда для участия в конференциях, чтения различных лекций, одна из которых состоялась совсем недавно, в декабре прошлого года.
А вот полное погружение в науку произошло уже после окончания вуза. Мне всегда было интересно не идти протоптанными тропинками, а пробовать что-то новое. За это огромная благодарность той научной школе, моим наставникам и в университете, и в НИИ «Сапфир» в Махачкале, и в ДНИИ «Волна» в Дербенте. Но рано или поздно у каждого человека возникает потребность дальнейшего роста, расширения кругозора. И мне стало интересно не только открывать новые технические решения, но и ставить новые научные задачи. И именно в такой момент жизни я оказался в Пензе.
— Получается, что в Пензу вас судьба тоже привела случайно?
— С Пензенским регионом меня познакомили близкие люди, пригласили в столицу Сурского края, познакомили с профессорами университета, в течение двух лет мы общались, переписывались с коллегами, писали научные статьи. Всегда было желание попробовать проявить себя на новом месте, в новом регионе. И тогда коллеги предложили мне выбрать для дальнейшего роста Пензу. Летом 2012 года я переехал, устроился в Пензенский госуниверситет инженером, и с тех пор уже 12 лет моя жизнь неразрывно связана с нашим вузом.
Научная деятельность и административная работа всегда шли и продолжают идти рука об руку: сначала в научно-инновационном управлении, затем в бизнес-инкубаторе в качестве научного сотрудника. После защиты кандидатской диссертации я возглавил бизнес-инкубатор, продолжая активную научную работу.
— С какими направлениями связана сфера ваших научных интересов?
— После того как я переехал в Пензу, очень сильно увлёкся цифровой обработкой сигналов, а именно — математической обработкой сигналов. Все существующие процессы и системы имеют математическое описание. И в зависимости от того, какую прикладную цель решаем, мы должны эти сигналы обрабатывать тем или иным способом. Мой основной интерес — обработка речевых сигналов. На тот момент уже многое было решено, но были и актуальные задачи, которые нужно было доработать, в частности оценка эмоционального состояния человека по речевым сигналам. Мы выяснили, что в сигнале, помимо информации о геометрическом строении речевого аппарата человека, гендерных и возрастных особенностях и отличиях, есть ещё аспекты, указывающие на эмоциональное состояние человека в тот или иной момент. Это стало нам интересно. Выяснилось, что работ в этом направлении не так много. Мы определили, что наше исследование, наши разработки будут полезны и в медицине, и в образовании, и в специальных службах, и начали работать в этом направлении. Например, человек сегодня себя чувствует не очень хорошо, но при этом внешне никак этого не показывает и выглядит прекрасно. А математика, обрабатывая полученные речевые сигналы, должна уметь определять, что у человека сегодня небольшое эмоциональное расстройство. С чем конкретно это связано — мы не знаем, но нам известно, что это расстройство повлияло на иннервацию нервов речевого аппарата: незначительно дрожит голос, проглатываются окончания, длительность пауз перед воспроизведением речи возрастает и т. п. В рамках общения с человеком эти изменения не заметны, но система это понимает. Таким образом, мы обрабатываем речевые сигналы в цифрах и в качестве решения прикладной задачи выявляем отклонения в эмоциональном состоянии человека через анализ речи.
И эта разработка, как я уже упомянул, может быть полезна в разных сферах. Например, в образовании при наличии обратной связи с теми, кого мы обучаем, мы можем сделать запись голоса и затем проанализировать, где студенты проявили больший интерес к теме, где вектор внимания был смещён, а где заинтересованность и вовсе была утеряна. Проанализировав эти данные, мы сможем повысить эффективность учебного процесса. Применима эта технология и в сфере электронного банкинга, когда есть клиент и есть поставщик услуг и последний может в режиме реального времени во время разговора по телефону отслеживать динамику эмоционального фона клиента и менять тактику диалога в зависимости от полученных данных. В медицине это может применяться в системе поддержки принятия врачебных решений. Это не панацея, а дополнительная помощь врачам. Наша технология может применяться и в специальных сферах, где деятельность человека сопряжена с повышенной ответственностью. Например, эту технологию можно использовать для диспетчеров аэропортов, диспетчеров атомной промышленности, пилотов гражданской авиации, что позволит вышестоящему руководству, обрабатывая речевые сигналы, следить за эмоциональным состоянием своих подчинённых.
— То есть это определённая технология?
— Верно. Сейчас есть разные технологии: по распознаванию речи, по идентификации диктора по голосу, преобразованию речи в текст и т. п. Эти технологии интегрированы буквально везде, во всех социальных сетях и поисковиках. И наша технология может быть интегрирована в абсолютно любой речевой сервис. Допустим, в Telegram-бот. Представьте: вам прислали голосовое сообщение, вы его отправляете этому самому боту, и он выдаёт полный расклад: что конкретно человек чувствовал, какие эмоции испытывал в тот или иной момент, когда записывал голосовое сообщение. Следующий уровень — возможность с помощью ChatGPT делать краткую выжимку по эмоциям: где были только положительные, где только отрицательные. Это очень интересно, согласитесь. Но надо будет ещё поработать над повышением достоверности. Всё-таки это живое общение…
Всё это прикладной характер и лишь небольшой кусочек айсберга, большую часть которого — фундаментальную — мы не видим. Моя докторская диссертация «Методы обработки речевых сигналов и система обнаружения и классификации критических эмоциональных состояний человека в экстремальных условиях» была посвящена именно фундаментальным математическим исследованиям.
— Идёт ли молодёжь в науку?
— Есть инициативные ребята, есть те, кого нужно мотивировать. Что цепляет? Возможность влиться в научное сообщество — посещать форумы и конференции, знакомиться с людьми, обмениваться опытом, даже посмотреть мир. И, конечно, иметь финансовую выгоду. Нельзя сказать, что привлекает ребят какой-то один аспект. Привлекает всё, ведь наука — это часть твоей жизни!
У нас в вузе предоставляются все возможности для занятия наукой. Здесь никто никого не ограничивает, открыты новые пространства! Всё, что университет даёт, мы используем максимально.
— А какие направления популярны среди молодых учёных в технической сфере?
— Сейчас очень много исследований касается искусственного интеллекта — направления, которое интегрируется во все сферы жизни человека. Мы сами в этом году уже пробовали и продолжим работу по внедрению искусственного интеллекта. Это очень интересное и перспективное направление. Здесь и программирование, и информационные технологии, и информационно-измерительные системы. Флагманом здесь стоит техническое направление, но распространяется во все сферы.
— Поработит ли нас искусственный интеллект?
— Если честно, до последнего я думал, что нет. Но всё больше и больше изучая то, какие исследования сейчас проводятся и какие прорывные открытия совершаются в этой сфере, я начинаю в этом сомневаться. Безусловно, искусственный интеллект может ошибаться, у нейронной сети даже могут возникать галлюцинации, механизм которых сейчас трудно решаем. И здесь следует помнить, что, как бы то ни было, белковая нейронная сеть — человеческий интеллект — никогда не будет ничем заменена. В любом случае, запуск этой самой искусственной интеллектуальной системы, формирование технического задания для неё — дело человека. Поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет.
— Наука — она для всех?
— Здесь могу привести хороший пример из детства. Если сравнить школьную программу с пирогом, состоящим из нескольких кусочков — русского языка, биологии, химии, математики и так далее, то чтобы понять, к какому направлению у тебя склонность, ты должен попробовать каждый кусок этого пирога. Человек должен быть как-то вовлечён в науковедение с детства и суметь понять, есть у него к этому интерес или нет. Мы даём ему все исходные данные, а он делает свой выбор. Поэтому всем студентам, с которыми мы работаем в рамках учебного процесса, мы даём возможность попробовать себя в каком-то направлении. Если получается, человек идёт дальше в науку, углубляется. Я считаю, что если стараться, то можно любую склонность развить до настоящих способностей и даже таланта.
— Каковы три главных, на ваш взгляд, совета начинающим свой научный путь ребятам?
— Не отчаиваться — вначале всегда сложно. Правильно использовать свои знания — и обязательно применять их на практике. Быть полезным — подстраиваться под задачи общества и делать то, что сейчас актуально и интересно!
Беседовала Мария Мельникова