О «стройке молодых» из первых уст: профессор ПГУ Николай Курносов вспомнил, как начинал работать в студенческих стройотрядах
В этом году исполняется 50-летний юбилей начала строительства Байкало-Амурской магистрали. БАМ — одна из крупнейших железных дорог в мире. Постановление о ее строительстве было принято в июле 1974 года. Даже спустя полвека о начале великой стройки помнят во всем мире. История легендарной магистрали неразрывно связана с историей студенческих студотрядов и стройотрядов. Старшее поколение не понаслышке знает и о БАМе, и о стройотрядах. Молодые ребята — студ- и стройотрядовцы внесли свой вклад в постройку инфраструктуры на всей территории бывшего СССР. Тем самым запечатлев свое имя в мировой истории. Одним из представителей студенческого движения является д-р техн. наук, профессор кафедры «Транспортные машины» Николай Ефимович Курносов.
В 1974 году БАМ объявили ударной комсомольской стройкой. Магистраль возводилась в сложных климатических условиях. Ее приходилось строить через горные хребты, реки, районы многолетней мерзлоты. БАМ — часть Восточного полигона. Пересекает территории Иркутской, Амурской областей, Забайкальского края, Бурятии, Якутии, Хабаровского края. Общая протяженность дороги от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 километров, вместе с ответвлениями и соединительными линиями — 5,6 тысячи километров.
С Ярославского вокзала на строительство дороги 27 апреля 1974 года выехал первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. За четыре года бойцы студотрядов уложили 266 километров железнодорожного полотна: от Усть-Кута до границы с Бурятией.
До сих пор решение о стройке и энтузиазм студентов-строителей восхищает и будоражит сознание. Но стоит отметить, что начало было положено задолго до БАМа. Началось все в 1959 году, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину. В совхозах Северо-Казахстанской области они построили 16 объектов. В следующем году в строительстве участвовало уже 520 студентов МГУ.
Саманщики — двигатели стройки
С каждым годом студенческое движение набирало обороты. Все больше активистов из вузов всех союзных республик вступали в него. В 1967 году было принято решение о создании при ЦК ВЛКСМ единого Центрального штаба студенческих отрядов.
Символично, что Николай Ефимович Курносов — студент кафедры «Инструментальное производство» Пензенского политехнического института (ныне — кафедра «Технологии и оборудование машиностроения» Пензенского государственного университета) в этот год впервые отправляется в Казахстан как комиссар отряда ППИ. Он вспоминает, что эта поездка была для них — студентов и аспирантов института — чем-то необычным, загадочным и вместе с тем ответственным и почетным.
«В этой поездке была определенная романтика. Мы, молодые ребята, полсотни человек отправились за 1,5 тысячи километров от дома осваивать целину… Осознавали всю ответственность, которую возложили на нас. Нам хотелось сделать свой вклад в общее дело — дело государства», — рассказал Николай Ефимович.
Политеховцы прибыли в условия, далекие от городских. Перед ними раскинулись бескрайние степи, пустыни и горы. При этом погода в пустыне часто изменчива и непостоянна. Днем жарко, а ночью дуют северные ветра, которые приносят с собой холод. Природа Казахстана сурова. Летом на юге температура достигает +49 градусов, а ночью может опускаться ниже нуля.
«В 67-м году, на месте нашей дислокации, как таковой инфраструктуры в Казахстане было недостаточно. Для этого мы туда и поехали, чтобы построить дома буквально с нуля. Разумеется, нам приходилось жить не в комфортных городских условиях, а в походных», — добавил Николай Ефимович.
Быт они также обустраивали сами. На берегу реки, как рассказал наш герой, поставили палатки, сложили печь, сделали навесы. В этом небольшом походном городке комсомольцы прожили все лето. Студенческая молодежь была определена в стройотряд «Алга».
Согласитесь, нам, городским жителям, такие условия покажутся спартанскими: резкие перепады температур, сложный быт… Поэтому мы поинтересовались у Николая Ефимовича, почему студенты советского времени так хотели вступить в стройотряды.
«Для того чтобы, попасть в стройотряд в те годы — тоже нужно было постараться. Брали не всех. Это считалось своеобразным поощрением. Важным критерием была хорошая и отличная учеба. С тройками не брали», — рассказал Курносов.
Многие студенты заранее сдавали свои летние сессии. Это давало шанс подольше поработать в летний сезон. При этом молодые строители могли прилично подзаработать. Труд оценивался и вознаграждался сполна. За сезон можно было заработать вполне солидную сумму. За несколько поездок в стройотряды им удавалось скопить на собственную кооперативную квартиру. В общем, цели были у каждого свои.
В первую свою поездку в Казахстан Николай Ефимович и его единомышленники из Пензенского политехнического института возводили дома. А материал для них — саман также производили сами. Саман — кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов.
От наличия стройматериала зависела работа всего отряда. Закон прост: есть кирпич — есть работа, нет кирпича — нет работы.
Наш герой, комсорг отряда, стал членом бригады саманщиков. Одиннадцать крепких ребят работали с семи утра и до захода солнца. Стоит сказать, что брали на такую работу физически сильных строителей, так как работа предполагала тяжелый физический труд.
В канаву, только что раскопанную трактором, длиной 50 метров и шириной 6 метров, засыпали солому, затем глину. После смесь заливали водой. Первоначально перемешивал материал для будущего кирпича трактор.
«Трактор не мог перемешать все до однородной консистенции. Требовалась наша помощь», — поделился Курносов.
Бригада саманщиков становилась в цепочку и голыми ногами по всей этой массе проходила в одну строну и обратно (по десять и более раз).
«Месить приходилось по несколько часов. При этом утром термометр показывал всего лишь 3–5 градусов. Было очень холодно, глина налипала на ногах огромными ледяными комьями», — добавил Николай Ефимович.
Саманщики мастерили и формы для кирпича. Потом накладывали глиняную массу в них, отвозили в сухое место, выгружали и ждали, когда кирпич высохнет. Кстати, вес формы с глиной достигал порядка 40 килограмм.
Бригада саманщиков из Пензенского политеха работала самоотверженно, не жалея себя. Благодаря этому отряд занял 1-е место среди казахстанских стройотрядов по производству кирпича.
«Стройотряд — это сильная школа. Мы работали так с раннего утра и до захода солнца. Силы оставались только на поесть и лечь спать. Уверен, что такой опыт закалил нас, научил терпению и командной работе», — убежден Курносов.
Молодые и «горячие»
Мы не могли не спросить у Николая Ефимовича о ярких воспоминаниях тех времен. Он, улыбаясь, ответил, что был один случай, который помнит даже спустя 50 лет.
Они с ребятами неудачно подшутили над девчонками их отряда. Запустили наловленных сусликов в палатку, где жили девочки.
«Девчонки промолчали, но потом все же нам отомстили», — со смехом вспоминает Николай Ефимович.
Студентки развели сажу с подсолнечным маслом. И пока шутники-обидчики спали, они намазали их «черным маслом» с головы до ног.
«А ты вот попробуй, отмой масло с сажей», — рассказывает Курносов.
Николай Ефимович первый обнаружил подвох. До подъема оставался час. И вся бригада саманщиков пулей отправилась отмываться на реку.
«Конечно, от души посмеялись мы друг над другом. Пошли на речку, а на речке ледок… Разбили его, зашли, водой с песком начали отмываться… Холодно было, зуб на зуб не попадал, а деваться было некуда», — продолжил он свой рассказ.
Этот курьез сыграл им на руку. В это утро в лагере остановились проверяющие с Алма-Аты. Они похвалили студентов.
«Проверяющие увидели эту картину и сказали командиру, какие все-таки эти саманщики молодцы: до подъема почти час, а уже встали, купаются с утра с удовольствием», — рассмеялся Николай Ефимович.
Всесоюзная стройка 1974 года в Казахстане
Следующая поездка нашего героя в Казахстан состоялась через семь лет, в феврале 1974 года. В то время Николая Ефимовича Курносова, аспиранта кафедры «Инструментальное производство» Пензенского политехнического института, назначили командиром областного стройотряда ССО. Он имел заслуженный авторитет перед студенческим сообществом и руководством. Его лидерские качества, умение руководить и находить неординарные выходы из трудных ситуаций помогли вывести бригаду саманщиков и прославить Пензенский политех на всю Казахскую Советскую Социалистическую Республику (ныне — Республика Казахстан).
Лично Николая Ефимовича наградили Почетной грамотой за большие производственные успехи на студенческой стройке лета 1967 года и активное участие в общественной работе среди молодежи области. Грамота с подписью и печатью Актюбинского обкома КСМК. В родном крае награда также нашла своего героя. Ему вручили Почетную грамоту Пензенского обкома ВЛКСМ за отличную работу на целинном строительстве 1967 года.
И в 1974 году Николай Курносов уже возглавлял областной отряд ССО, который отправился в Казахстан.
«Мугалжарский район Актюбинской области мне был хорошо знаком. Я прожил и проработал здесь более двух месяцев. Поэтому местность знал, как свои пять пальцев, и с местными жителями нашел общий язык», — прокомментировал Курносов.
Эта поездка была необычной. ЦК КПСС решил организовать масштабную стройку в Казахстане руками студенческих строительных отрядов. Строителей-комсомольцев со всей страны отправляли осваивать целину со строительным материалом.
В феврале Николай Ефимович как командир областного отряда прибыл в Казахстан для того, чтобы заключить договор с местным обкомом. На его руках был список необходимого материала — это шифер, кирпич, цемент, древесина, стекло. Стройматериалы предоставляло Министерство строительства СССР.
В первых числах июня 1974 года под руководством Николая Курносова в Казахстан отправляются девять студенческих отрядов Пензенской области из Пензенского политехнического института (ныне — ПГУ), Пензенского инженерно-строительного института (ныне — Пензенский государственный университет архитектуры и строительства) и Пензенского строительного техникума (ныне — Пензенский колледж архитектуры и строительства). Всего 200 человек.
Наш герой вспоминает, как прибыли они на место дислокации июньским вечером. Уже ощущалась прохлада приближающейся ночи. На станции их встретил представитель обкома комсомола Актюбинской области. Но на этом дорога не закончилась. Всем отрядам предстояло проехать еще от 30 до 70 километров к месту ночлега. Штаб базировался в городе Эмбе.
«За нами следом приехало несколько вагонов необходимого стройматериала. Секретарь местного райкома распределял его между жителями. Все, что мы привезли, в то время в Казахстане было в дефиците. Там нет совсем леса — это пустынный район. Нет производства кирпича, шифера, стекла, рам для окон. Поэтому коренное население яростно делило все это между собой. Каждому хотелось, чтобы будущее жилище построили из современного и качественного стройматериала», — поделился воспоминаниями Николай Курносов.
Стройотряды стекались со всей страны в Казахстан на грандиозную стройку. Москва, Рязань, Самара, Пенза и из других городов — все были здесь. С самого раннего утра командиров областных отрядов ждали в обкоме ВЛКСМ в Актюбинске. Каждому отряду достался свой район в Казахстане, где требовалась их помощь.
«Каждый из нас получил конкретное задание: постройка домов, сельхозпомещений, подготовка детских садов и школ к началу учебного года. Больше всего казахов интересовало жилье», — рассказывает Курносов.
На территории Казахстана расположились десятки штабов студенческих стройотрядов. В каждом штабе был командир отряда, главный инженер, медицинский работник и корреспондент. К студенческим стройотрядам прикрепляли прорабов района, а его заместителя искали из числа студентов.
«У нас в отряде с заместителем прораба проблем не было. Строительный институт и техникум были богаты на кадры. Наши пензенские ребята — молодцы. Многим уже довелось поработать на стройках, опыт был. От прорабов мы получили конкретное задание — воплотить подготовленный проект в жизнь», — поделился герой.
Молодые комсомольцы приступили к работе: строили дома, ремонтировали школы, мастерили оконные рамы, заготавливали корма для сельского хозяйства. Некоторые заступили вожатыми в летние лагеря. Позаботились ребята и о досуге местных жителей. Они ремонтировали районные дома культуры, оформляли библиотеки.
Работать приходилось более 12 часов. По воспоминаниям нашего героя, им не было в тягость. По-особенному была приятна усталость после тяжелого трудового дня. Оставалось время и на художественную самодеятельность. Студенты давали концерты для сельчан.
200 строителей-комсомольцев из Пензы трудились в Казахстане до конца августа 1974 года. Их вклад в общее дело — значительный. Дома, школы, хозяйственные помещения до сих пор используют современные жители Мугалжарского района Актюбинской области.
Наш герой вернулся с наградами. Ему вручили Знак ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель», представляющий собой перетянутый красной лентой сноп с надписью «ЦК ВЛКСМ», в центре находится изображение трактора. Им награждали комсомольцев и молодежь, особо отличившихся на работах по освоению целинных и залежных земель. Кроме того, он привез несколько почетных грамот, знак «Ударник девятой пятилетки», значок ССО «Отличник решающего года пятилетки Казахской ССР» и другие награды.
Командир стройотряда Политеха
Продолжил Николай Курносов свою миссию командиром ССО Пензенского политехнического института. В 1974 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Несмотря на занятость, Николаю Ефимовичу удалось съездить еще на несколько областных слетов. В Лунинском районе он облагораживал животноводческий комплекс, в Мокшанском — ремонтировал школу и монтировал дробилку для кормов.
Профессор Николай Курносов признается, что не помнит, в каком году он перестал руководить стройотрядом вуза.
«Для меня стройотряд был, как семья. Я вкладывал много сил и радел душой за его процветание. Каждый мой подопечный был членом нашей большой студенческой семьи. Конечно, во многом мой уход был обусловлен именно увлечением наукой. А она требовала и до сих пор требует всего свободного времени», — рассказал он.
Наука в руках работяг
Терпение и труд все перетрут. Известную пословицу стоит понимать буквально. Д-р технических наук, профессор Николай Курносов уверен, что закалка стройотрядов помогла и ему, и многим коллегам из Пензенского государственного университета проложить путь к науке и стать грамотными руководителями. Сам он защитил сначала кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Не остановился на достигнутом. И позже защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. По сей день он активно развивает научные направления совместно со студентами, под его руководством защищено четыре кандидатские диссертации. Много лет он возглавлял кафедру «Транспортно-технологические машины и оборудование». Николай Ефимович более 50 лет продвигает и развивает науку на благо родного региона и страны.
«Многим нашим доцентам, профессорам и докторам наук помог опыт, полученный в стройотрядах. Со мной в отряде были Владимир Фёдорович Белоусов, Иван Иванович Михеев и другие. Они защитили кандидатские или докторские. Занимали руководящие должности», — рассказал Николай Курносов.
Стройотряды и судьба современного поколения
Николай Ефимович Курносов уверен, что работа в студенческих отрядах очень полезна для молодого поколения — это способ проверить, на что ты способен, расширить кругозор. Он также добавил, что это отличный старт для пути в науку, в профессию, во взрослую жизнь.
По материалам «Университетской газеты»